ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОТОПИТЕЛЬНЫХ ПЕЧЕЙ
Качество работы отопительной печи зависит не только от того, как она сложена, но и от того, насколько правильно она эксплуатируется и как содержится. Чтобы долгое время поддерживать печь в хорошем состоянии, необходимо выполнять основные правила ее эксплуатации,
а) до растопки печи после длительного перерыва следует проверить состояние дымоходов и тяги. Проверка производится зажженной бумагой или спичками через вьюшечную дверцу. При недостаточной тяге необходимо в первую очередь прогреть дымоход. Если тяга не восстановится, надо его прочистить. Как правило, чистка дымоходов отопительных печей должна производиться не менее одного—двух раз в отопительный сезон. Дымовые трубы на этот период чистятся два – три раза. К чистке дымоходов допускаются только лица, имеющие разрешение и регистрационное удостоверение пожарной охраны МВД;
б) до укладки дров в топливник колосниковую решетку и зо л ь н и к необходимо очистить от золы, чтобы воздух свободно проходил к горящему топливу. Неочищенные от золы колосниковая решетка и зольник Превращают печь с «поддувалом» в печь с «глухим подом», а печи с «глухим подом», как правило, неэкономичны;
в) дрова должны быть сухими и наколотыми поленьями одинаковой толщины (в среднем около 8—10 см); кроме того, надо правильно укладывать их в печь. Повышенная влажность дров ухудшает горение, поэтому, их надо предварительно просушивать. Дрова укладываются с проворами и с таким расчетом, чтобы под дровами до верха топливника оставалось свободное пространство (не менее 20 см). Растапливают печь мелкими сухими щепками, лучиной и бумагой. Применять для этой пели горючие жидкости: бензин, керосин и т. п. категорически запрещается. Растапливая печь, дымовую заслонку и топочную дверцу надо открывать полностью; после, растопки топочная дверца закрывается и открывается поддувальная. Тяга в печи регулируется задвижкой (вьюшкой) и поддувальной дверкой;
г) тяга должна быть достаточной, но не излишней. Когда дрова достаточно хорошо разгорятся, дымовую задвижку надо постепенно прикрывать, уменьшая силу тяги. Однако необходимо следить затем, чтобы дым не попадал в комнату. Чем выше труба над печью, тем больше приходится закрывать дымовую задвижку. В нижних этажах высоких зданий задвижка должна быть закрыта примерно на две трети своей длины. Если тяга плохая и печь дымит (в теплую погоду, или когда низкая труба), рекомендуется прогревать дымовую трубу (через вьюшечное отверстие) легкой растопкой. При недостаточном количестве воздуха в топливнике появляется дым, при избытке воздуха печь «гудит». Горение должно быть ровным и спокойным, а пламя светлое и яркое (соломенного цвета). Ослепительно-белый цвет пламени свидетельствует об избытке тяги, а темно-красный — о ее недостатке.
д) топочную дверцу следует открывать возможно реже. Достаточно один или два раза за все время топки перемешать дрова так, чтобы топливо ровно лежало на колосниковой решетке и не было пустых мест, через которые воздух мог бы прорываться и уходить в дымообороты, минуя слой топлива; е) нельзя перегревать печь. От перегрева в облицовке и кладке могут появиться трещины;
ж) периодически надо сметать пыль с поверхности лечи. Пыль может пригореть и издавать неприятный запах. После сгорания дров в топливнике остается много углей. Их надо сгрести на колосниковую решетку и «продуть» сильной струей воздуха через поддувальную дверцу до полного сгорания. При отсутствии колосниковой решетки угли подгребают ближе к входному отверстию печи и, прикрыв внутреннюю топочную дверцу (при открытой наружной), производят продувание углей воздухом через нижние отверстия внутренней дверцы. Только тогда, когда в топливнике над слоем перемешиваемого угля нет голубовато-синего пламени (вследствие сгорания ядовитой окиси углерода или так называемого угарного газа), топку печи можно считать законченной. Через 3—5 мин. после этого следует плотно закрыть все дверцы, дымовую задвижку и вьюшку. Во избежание случайного отравления угарным газом не следует топить печь перед сном. Если печь топится каменным углем, антрацитом или торфом, то в дымовой задвижке необходимо сделать отверстие диаметром 10—15 мм, для отвода скопляющихся в печи газов. Чтобы разжечь каменный уголь и антрацит, надо сначала растопить печь мелким древесным топливом (около 3 кг). На горящие дрова насыпать слой угля толщиной 5—6 см (кусками по 2—3 см в диаметре). После того, как уголь разгорится, можно добавить еще порцию, доведя толщину угольного слоя то 15 см. Эта толщина слоя топлива должна поддерживаться все время топки. Засыпать каменный уголь толстым слоем нерационально, так как горение будет происходить неправильно и неэкономично. Обслуживание печей длительного горения, снабженных шахтной топкой, имеет свои особенности и должно происходить в следующем порядке. Перед началом топки надо очистить шахту, топливник, колосниковую решетку, зольник и проверить тягу в печи. Разжигая печь, На дальний конец колосниковой решетки забрасывают 0,5 кг угля, а на остальную часть — кладут растопку. Когда растопка разгорится, на нее засыпают 2—3 кг антрацита. Как только горение антрацита установится, шахту печи можно загрузить полностью. Во время растопки печи поддувальную дверцу закрывают, оставляя открытым только движок над отверстием для прохода воздуха. Через час размер открытой щели можно уменьшить до 5—8 мм. Два раза в сутки открывают поддувальную дверцу для контроля за горением. Темное пространство под колосниковой решеткой указывает на ослабление или полное прекращение горения.
Причинами нарушения нормального процесса горения могут оказаться засорение колосниковой решетки, недостаточная додача воздуха для горения, и задержка топлива в шахте. Возобновить горение, если топливо еще не погасло, можно прочисткой колосниковой решетки, увеличением допуска воздуха в топливник и проталкиванием топлива в шахте. Обследование общего состояния печи и дымовой трубы ведется обычным порядком. Во время профилактического осмотра надо проверить состояние наружных стенок, внутренней кладки печи и прочистить газоходы от сажи. Стенки печи и гарнитура ее (дверцы, прочистные отверстия) должны быть герметическими. Бывают случаи, когда пламя выбрасывается из печи. Это может произойти при случайно закрытой (или излишне перекрытой) дымовой задвижке или при «опрокидывании» тяги от порывов ветра. Чтобы «опрокидывание» не происходило, надо увеличить высоту трубы. Выбрасывание пламени может произойти в результате обильного газообразования — в топливнике и внезапного его загорания. Обычно это бывает, когда топливо пытаются разжечь горючими жидкостями: керосином, бензином и т. п. Если концентрация газов велика, то (особенно при закрытой дверце) может произойти взрыв, способный не только разрушить печь, но и быть причиной пожара или сильных ожогов. Когда топливник загружают новой порцией топлива (особенно при мелкой фракции его) целиком на всю раскаленную поверхность пода печи, оно «томится» (выделяет большое количество летучих), не разгораясь из-за отсутствия пламени и понижения температуры топливника; при этом концентрация газов, заполняющих топливник и часть дымоходов печи, возрастает, и при первом появлении пламени происходит взрыв. Топливо мелких фракций (торф, опилки, мелкий уголь и пр.) надо подбрасывать небольшими порциями, давая возможность ему постепенно разгораться. После каждой добавки топлива дверцу топливника надо оставлять приоткрытой. Нагибаться близко к дверце не следует. Открывать дверцы (топочную и поддувальную) следует осторожно, чтобы не вызвать внезапного возгорания топлива. Особенно осторожным следует быть при эксплуатации печей замедленного действия, снабженных бункерами с запасным топливом.
Печь дымит, если:
а) дымовой стояк или каналы самой печи засорены сажей. За сор надо прочистить;
б) в стенках печи или дымовой трубе появились трещины и тяга стала слабее. Подсасываемый в щели воздух уменьшает расход его через поддувальную дверцу, чем ухудшает горение и понижает температуру отходящих газов и массива печи. Надо тщательно заделать все неплотности и трещины;
в) нарушена внутренняя кладка лечи (дымоходы, насадки) из-за плохого исполнения ее, прогара от длительной работы, а также завала дымового стояка осколками кирпичей. Чтобы исправить внутреннюю кладку печи, необходимо ее капитально отремонтировать. Завал в дымовой трубе устраняют чугунным ядром, которое опускают через верхнее отверстие трубы. Разбитые кирпичи удаляют через прочистное или вьюшечное отверстия;
г) дымовая труба и печь сильно охладились. Чтобы восстановить тягу сжигают бумагу или солому, которые закладывают в дымоход через прочистную дверцу;
д) две печи присоединены к одному дымовому стояку на одном уровне без рассечки. Необходимо сделать рассечку или присоединить печи на разных уровнях с наклонным подводом верхнего дыма. Если общий дымовой стояк мал по размеру, то печи не следует топить одновременно. Усилить тягу в случае недостаточности сечения трубы можно за счет увеличения высоты трубы, нарастив или дополнительно установив на ней железную насадку с дефлектором или флюгаркой. Стенки печи недостаточно прогреваются из-за плохого качества топлива, большого отложения сажи на внутренней поверхности стенок или из-за неплотной заделки вьюшек и задвижек, а также если плохо закрыты топочная и поддувальная дверцы. Особенно сильно влияют на остывание печи плохо закрытые топочная и поддувальная дверцы, если в печи одна дымовая задвижка, надо установить вторую дымовую задвижку или вьюшку.