РЕМОНТ ПЕЧЕЙ
Печник должен уметь не только выкладывать печи, но и ремонтировать их. Ремонтные работы делятся на три основные группы: текущий (мелкий) ремонт, средний ремонт и капитальный; Текущий ремонт. К нему относятся такие работы, которые можно произвести в течение нескольких часов. Например, укрепление и замена дверок, колосников, задвижек, замазывание незначительных трещин в облицовке, замена или укрепление отдельных изразцов или кирпичей и т. п. Хотя по своему объему работы текущего ремонта не велики и не представляют особой сложности, они требуют, как правило, незамедлительного выполнении. Если мелкий ремонт не сделан своевременно, то он может повлечь за собой более крупные неисправности, несчастные случаи и пожары. Производя текущий ремонт, печник но должен ограничиваться внешним исправлением недостатка; он обязан устранить причины, вызвавшие неисправность, чтобы избежать повторения. Укрепление топочной дверцы. Чтобы выполнить эту работу хорошо, печник должен вынуть рамку с дверцей из кладки печи, расчистить кладку, а если потребуется, то и заменить отдельные кирпичи. Рамку с приделанными к ней лапками заново закрепляют в кладке. Щель между рамкой и кладкой заделывают асбестовым шнуром и крупными кусками кирпича, затем затирают ее. Если рамка прочно закреплена, кирпич не будет расшатываться и выпадать. Тонкие щели в кладке и в наружной оштукатуренной поверхности печей устраняют тщательной разделкой и последующей затиркой глиняным раствором с асбестом. Большие глубокие трещины, иногда в виде сквозных щелей, появляющиеся от неравномерного прогревания кладки {многооборотные печи) или неодинаковой осадки печи, также могут, ремонтироваться; иногда бывает необходимо заменить треснувшие кирпичи новыми. Если появление трещин или расстройство кладки происходит из-за внешних причин (плохое основание, плотное прилегание разделок к деревянным конструкциям здания, дающего осадку, и т. д.), то все эти причины, могущие потребовать капитальной перекладки печи, должны быть устранены до ремонта печи. Трещины в изразцах в зависимости от их ширины могут быть заделаны или мелом, разведенным в воде с сырым яичным белком, или алебастровым раствором. Большие щели служат показателем некачественной кладки печи; в этом случае кладку надо исправить, а потом уже заменить изразцы. Повреждения блоков сборных печей от внешнего механического воздействия (удар) или перекала исправляют, заделывая их жаростойким бетоном. Волосные трещины на блоках из-за чрезмерного перекала расчищаются,и заделываются шпаклевкой или раствором. Текущий ремонт стенок топливника или футеровки производится через топочную дверцу. Поврежденные места футеровки из блоков заделываются огнеупорным бетоном или огнеупорной глиной. Средний ремонт включает в себя более значительные повреждения. Завалы в дымооборотах печи происходят или вследствие небрежной работы при выкладке печи, или из-за разрушения и выкрошивания кирпичей от длительной эксплуатации. Если завал не может быть ликвидирован через попливиик или прочистные отверстия, то приходится разбирать часть кладки, а затем заделывать отверстие. Место завала можно определить, нагревая печь ли пропуская проволоку через прочистные дверцы. Ликвидация завала иногда бывает сопряжена с большими трудностями. Например, если печь заключена в стальном футляре, то приходится вырезать кусок листа, пробивать кладку, снова ее заделывать, а потом восстанавливать облицовку. Стальная заплата заделывается сваркой в нескольких точках или клеем для металла и шпаклевкой. К среднему, ремонту относятся частичные исправления топливника, смена в нем футеровки, замена или ремонт пришедшей в негодность перекрыши печи, замена отдельных изразцов, подправка штукатурки, окраска лечи или печных футляров. Капитальный ремонт требует более или менее длительной приостановки эксплуатации печи и производства более сложных работ. Переделка схемы дым ооб о рот о в печи требует предварительной разборки одной из ее наружных стенок. Если печь имеет насадную трубу, то иногда приходится разбирать и ее. Разделение одной печи на две производится (если позволяет конструкция я размеры печи) путем предварительной разборки одной из стенок, чтобы иметь возможность изменить внутреннее устройство печи, т. е. сделать вместо одной — две независимых системы дымооборотов с самостоятельными топливниками. Боли обеспечить каждую печь самостоятельной дымовой трубой невозможно, надо сделать один стояк. Перекладывая печь, необходимо тщательно очищать старую кладку от сажи и нагара (смочив ее водой, прошвабрить жидким глиняным раствором). В противном случае жирный налет сажи не даст возможности раствору соединить новую кладку со старой. Капитальный ремонт топливнике может потребовать разборки передней или боковых стенок печи. Разборку передней стенки топливника начинают с перемычки над рамкой топочной дверцы (рис. 120).
Замковый (средний) кирпич 1 выбивается внутрь печи, за ним вынимаются или также выбиваются остальные кирпичи перемычки и кирпичи верхних двух рядов кладки над дверцей, которые обычно держатся непрочно и вынимаются довольно легко. Во избежание повреждения всей кладки следует разборку производить осторожно и так, чтобы вертикальная штроба имела напуски, которые могли бы обеспечить перевязку швов между старой кладкой и новой при заделке. Прежде чем приступить к восстановлению кладки, необходимо тщательно подготовить кирпич. Кладку набирают сначала без раствора, оставляя при этом швы и отесывая кирпичи, затем «сухую» кладку разбирают, укладывая на полу в обратном порядке рядов (верхний ряд—внизу, нижний—вверху), и только после этого производят окончательную заделку да растворе. Грани старой кладки и используемые старые кирпичи надо тщательно очистить от сажи и старого раствора, хорошо смочить водой или обтереть мокрой тряпкой. Разборка боковых стенок топливника, если они служат наружными стенками печи, производится в таком же порядке, причем и кладку заново делают поочередно, сначала выкладывают одну сторону, а потом другую. Если боковые стенки топливника не являются основными стенками печи (внутренний топливник), то работу выполняют через разобранную переднюю стенку. При этом также сначала разбирается одна из боковых стенок, собирается вновь, и только после этого приступают к ремонту другой. Переделка топливника с глухим подом. Иногда бывает необходимо переделать топливник с глухим подом на топливник, снабженный колосниковой решеткой, и поддувалом. Наиболее надежным в эксплуатации является способ капитального переоборудования топливника, показанный на рис. 121.
Из нижнего массива печи, между подом и основанием, выбирается часть кладки {а—б—в—г—д) для образования зольника, поддувального отверстия и установки колосниковой решетки. Если от пода до основания не менее пяти рядов кладки, то топливная дверца остается на месте, в противном случае ее придется поднять на несколько рядов так, чтобы высота топливника для дров была не менее .50—55 см, а для угля — 40—45 см. Топливники, переделанные под каменный уголь или антрацит, надо оборудовать герметическими топочными и поддувальными дверцами. Дымовые задвижки или вьюшки должны иметь сквозные отверстия диаметром 10—15 мм. При переделке дровяного топливника для сжигания бурых углей (подмосковные угли) необходимо: увеличить длину колосниковой решетки; углубить ее по отношению низа рамки топливной дверцы хотя бы на два ряда кладки (для образования шахты); устроить уклоны передней и задней стенок топливника к колосниковой решетке; увеличить толщину передней стенки над поддувальной дверцей на ¼ кирпича. Переделка дровяного топливника под антрацит требует: 1) установки колосниковой решетки примерно тех же размеров, что и для дров, но более тяжелого профиля; 2) заглубления решетки на два—три ряда кладки против нижнего уровня топочной дверцы. Решетка должна быть отнесена к задней стенке печи для устройства скоса передней стенки; 3) устройства скатов стенки к решетке. Работы по переделке топливников начинают с разборки передней стенки топливника и снятия топочной и поддувальной дверец. Затем вынимается колосниковая решетка и разбирается кладка зольника и его тыловой части. После этого укладывается колосниковая решетка нужного размера и закладывается передняя стенка с топочной и поддувальной дверцами.